Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объём и силу движений, вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика является фундаментом для дальнейшей коррекционной работы при нарушении звукопроизношения у дошкольников. Ведь правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой мышц артикуляционного аппарата.
Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
- Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
- Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
В своей работе, я использую различные пособия для выполнения артикуляционной гимнастики (кубики, визуально-ритмический круг, наклейки, деревянные фишки, картинки и даже камни, с изображением различных упражнений). Ведь чем интереснее ребёнку, тем выше будет результат.