Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учреждение расположено в двухэтажных зданиях, обеспечено центральным отоплением, водоснабжением, канализацией, установлено сантехническое оборудование. Общая площадь основного здания- 1989 м2, структурное подразделение — 538 м2.
Оборудованные учебные кабинеты
- Кабинеты учителей — логопедов– 3 кабинета;
- Кабинеты учителей – дефектологов – 2 кабинета;
Образовательный процесс для лиц с ОВЗ проходит в специально оборудованных групповых комнатах. В МБДОУ г. Мурманска№ 105, здание 1, оборудовано 4 группы компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ:
- старшая логопедическая группа (дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи);
- подготовительная логопедическая группа (дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
- группа компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ 3-5 лет;
- группа компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ 5-7 лет.
В здание 2 оборудована 1 группа компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет.
Оборудованные объекты для проведения практических занятий
Практические занятия по всем образовательным областям проводятся в специально оборудованных помещениях:
- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (группы, кабинеты учителей-логопедов)
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (группы, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя — дефектолога, кабинет педагога- психолога)
- ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (группы, физкультурный зал)
- СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (группы, сенсорная комната)
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (группа, музыкальный зал, ИЗОстудия).
Оборудованная библиотека(и)
МБДОУ г. Мурманска № 105 приспособленной библиотеки не имеет. Методический кабинет обеспечен учебно-методической литературой, справочными изданиями, детской художественной литературой. Общий фонд составляет – более 200 экземпляров. Имеется демонстрационный и раздаточный материал.
Оборудованные объекты спорта
Состояние материально-технической базы МБДОУ № 105 соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического познавательного и социального развития детей. К ним относится физкультурно-оздоровительный блок:
- спортивный зал: мягкие модули, сухой бассейн, нестандартные пособия;
- спортивная площадка.
В МБДОУ г. Мурманска № 105 созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, повышения функциональных возможностей детского организма. В наличии физкультурный зал, оснащенный как стандартным, так и нетрадиционным оборудованием, которое соответствует всем требованиям СанПин. Спортивный зал оборудован необходимым инвентарем для проведения закаливающих мероприятий и индивидуальной коррекционной работы. Зал оснащен современным оборудованием: шведская стенка, гимнастические скамейки, массажёры, маты, обручи и мячи разных размеров, гантели и нетрадиционное физкультурное оборудование. Для занятий с детьми есть как простейшие тренажеры, так и тренажеры сложного устройства, массажные дорожки, детские эспандеры, степ – платформы, мягкие модули.
На территории установлена спортивная площадка для физкультурных занятий на улице и другой двигательной активности детей.
В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году были установлены новые малые архитектурные формы для игр и занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- «Манеж с одним входом»
- «Детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями «Самолетик»(2)
- «Детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями Кораблик «Юнга» (2)
- «Мастерская – кухня с навесом для детей с ограниченными физическими возможностями»
- «Игровой комплекс для детей с ограниченными возможностями тип-2»
В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году были проведены следующие мероприятия:
- В структурном подразделении проведены работы по текущему ремонту помещений групповых и раздевальных комнат;
- В основном здании проведены работы по текущему ремонту в санитарных комнатах (туалетных помещениях) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Оборудована сенсорная комната для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Проведены работы по текущему ремонту в спортивном зале.
В соответствии с требованиями к помещениям и их элементам (СП 59.13330.2012) поверхность покрытий входных площадок и тамбуров твердая, не допускает скольжения и имеет поперечный уклон в пределах 1-20, т.е. оборудовано устройство скатного переходного порога со стыкоперекрывающим профилем. Входные проемы расширены и не имеют порогов, чтобы при открывании не создавать препятствий для прохода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Оборудованные средства обучения и воспитания
Состояние материально-технической базы МБДОУ г. Мурманска № 105 соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического познавательного и социального развития детей и обеспечивают превышение требований государственного образовательного стандарта. К ним относятся:
Физкультурно-оздоровительный блок:
- спортивный зал: мягкие модули, сухой бассейн, нестандартные пособия, спортивная площадка;
- процедурный кабинет, изолятор;
- кабинет педагога-психолога.
Интеллектуально-познавательный блок:
- методический кабинет, кабинеты учителей-логопедов (2); кабинеты учителей-дефектологов (2).
Художественно-эстетическое развитие:
- музыкальный зал, изостудия.
В дошкольном учреждении созданы все условия для обучения и воспитания детей, как в организованных видах деятельности (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях), так и во время проведения режимных моментов. При этом сотрудники обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие с каждым ребенком, предоставлена возможность выбора деятельности, партнера, средства.
Образовательный процесс в МБДОУ г. Мурманска № 105 осуществляется при достаточном обеспечении учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками, дидактическими модулями, игровым оборудованием, компьютерами. Во всех возрастных группах центры игровой, двигательной, художественно-эстетической, познавательно-речевой активности пополнялась современными развивающими игрушками и пособиями. Обеспеченность учебно-наглядными пособиями составляет 100%. Обеспеченность спортивным инвентарем составляет 90% (недостаточно велосипедов, самокатов, оборудования для спортивных игр: бадминтона, тенниса).
В методическом кабинете установлено компьютерное оборудование, подключенное к сети Интернет, в детском саду имеется доступ к Wi-Fi. Для решения образовательных задач в контексте информатизации образования используются ноутбуки.
Таблица №1. Перечень ИКТ оборудования, используемый в образовательном процессе
№ п/п | Наименование | Количество |
|
Компьютер (монитор ЖК, системный блок, клавиатура, мышь.) | 2 |
|
Ноутбук | 8 |
|
Принтер | 1 |
|
Музыкальный центр | 3 |
|
Телевизор ЖК | 5 |
|
Мультимедийный проектор | 3 |
|
Экран | 3 |
|
МФУ | 5 |
|
Интерактивная доска | 1 |
Анализ предметно–пространственной среды детского сада проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.3).
Информация и сведения по изучению и анализу предметно–развивающей среды группы были сформированы исходя из следующих показателей:
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группах МБДОУ г. Мурманска № 105. Материалы и оборудование, представленные в 14 группах, создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Реализация образовательной программы МБДОУ г. Мурманска № 105 осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов.
Подбор материалов и оборудования групп осуществлялся для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности ребенка.
Материалы и оборудование безопасно и имеют соответствующие сертификаты. Материал внешне привлекателен (чистый, разнообразных, цветов и оттенков, правильных и нестандартных оригинальных форм). Оформление предметной среды соответствует требованиям дизайна по цветовой гамме, фактуре материала, расположению в группах.
В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году были установлены новые малые архитектурные формы для игр и занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- «Манеж с одним входом»
- «Детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями «Самолетик»(2)
- «Детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями Кораблик «Юнга» (2)
- «Мастерская – кухня с навесом для детей с ограниченными физическими возможностями»
- «Игровой комплекс для детей с ограниченными возможностями тип-2»
В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году были проведены следующие мероприятия:
- В структурном подразделении проведены работы по текущему ремонту помещений групповых и раздевальных комнат;
- В основном здании проведены работы по текущему ремонту в санитарных комнатах (туалетных помещениях) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Оборудована сенсорная комната для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Проведены работы по текущему ремонту в спортивном зале.
В соответствии с требованиями к помещениям и их элементам (СП 59.13330.2012) поверхность покрытий входных площадок и тамбуров твердая, не допускает скольжения и имеет поперечный уклон в пределах 1-20, т.е. оборудовано устройство скатного переходного порога со стыкоперекрывающим профилем. Входные проемы расширены и не имеют порогов, чтобы при открывании не создавать препятствий для прохода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Для реализации технологий обеспечения социально-психологического благополучия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, снижения уровня напряжения психологического состояния детей мы используем специально созданную среду – сенсорную комнату. Для психологической разгрузки детей применяется следующие оборудование:
- Прибор для создания световых эффектов
- Проектор для создания визуальных эффектов
- Шар цветной с приводом
- Маты напольные
- Пуфы
- Колонна с зеркалами
- Фибердуш «Солнышко»
Все это помогает ребенку отвлечься от состояния, которое беспокоит его.
Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Предметная развивающая среда групп сформирована с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная предметно-пространственная среда позволяет реализовать образовательную программу дошкольного образования МБДОУ г. Мурманска № 105 в полном объеме.
Учет возрастных особенностей детей. Подбор материалов и оборудования учитывает особенности возраста детей групп детского сада, на основе реализации образовательной программы МБДОУ г. Мурманска № 105. Созданы тематические «зоны», а «начинка» этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости. Среда отличается динамичностью, многофункциональностью (наличие возможности достаточно быстрого изменения среды детьми в соответствии с их потребностями). При создании предметной развивающей среды учитывалась гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Отражение содержания образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В группах представлены традиционные материалы и материалы, учитывающие современную субкультуру ребенка дошкольного возраста. Материалы подобраны сбалансировано. При создании предметной развивающей среды, учитывался принцип информативности, что отразилось в разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
В каждой возрастной группе созданы и оснащены уголки разной направленности: книжные, изо, природы, экспериментирования, театральные, сенсорные, по патриотическому воспитанию; игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр информационные доски, зеркала.
Уголки насыщенны, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.
В уголках наглядной информации для родителей имеется информация, изложенная в конкретной, доступной, краткой форме, материал эстетически оформлен. Форма подачи информации – письма-памятки, папки-передвижки.
Таким образом, оборудование основных помещений соответствует возрастным показателям детей, гигиеническим и педагогическим требованиям. Созданная предметно-пространственная среда детского сада отражает содержание образовательных областей и национально — региональные и другие особенности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Образовательная среда дошкольной организации:
- Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:
- обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В детском саду оборудованы и задействованы все помещения образовательной организации, оформлены и оснащены кабинеты специалистов, музыкальный, физкультурный залы, ИЗО студия, медицинский блок, спортивная площадка.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ г. Мурманска №105 осуществлен доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационным сетям посредством компьютеров и ноутбуков.
В образовательной организации имеется кабельная сеть Интернет. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения доступа к сети Интернет, к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеют.
Для педагогической работы в наличии:
№ п/п | Наименование | Количество
|
|
Компьютер (монитор ЖК, системный блок, клавиатура, мышь.) |
2 |
|
Ноутбук |
15 |
|
Принтер |
1 |
|
Музыкальный центр |
3 |
|
Телевизор ЖК |
5 |
|
Мультимедийный проектор |
3 |
|
Экран |
3 |
|
МФУ |
5 |
|
Интерактивная доска |
1 |
Каталог образовательных ресурсов, которыми пользуются педагоги и родители (законные представители):
- http://doshkolnik.ru/
- http://vospitatel.resobr.ru/
- http://www.deti-club.ru/sovremenni_det_sad
- http://www.obruch.ru/
- http://www.kindereducation.com/
- http://www.solnet.ee/
- http://allforchildren.ru/
- http://www.dobrieskazki.ru/
- http://lukoshko.net/
Рекомендуются следующие ссылки:
- Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
- Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/);
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/);
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru)
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования.
МБДОУ обеспечен техническими средствами обучения для использования ЭОР:
- 1 интерактивная доска;
- 3 проектора, 3 переносных экрана;
Воспитанники дошкольного образовательного учреждения доступа к сети Интернет, к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеют.
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. Не является исключением и наш детский сад. Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы и другие. В своей практике используем мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности:
- на занятиях по развитию математических, естественнонаучных, экологических представлений,
- художественному творчеству, развитию речи, музыке,
- осваивают новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество и др.
Мультимедийное оборудование активно используем на родительских собраниях, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).
В МБДОУ обеспечен доступ обучающихся к ЭОР: интерактивная доска, 3 проектора.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
- Министерство просвещения России
- Федеральный портал «Российское образование»
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Федеральное агенство по образованию (Рособразование)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
- Сайт «Открытый урок»
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
- Портал «Музеи России»
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральное агентство по науке и инновациям
- Сетевой город.Образование
- Е-услуги
- Детям о музыке — музыкальный сайт для детей и родителей. Музыкальная грамота для детей в сказках. Музыкальные инструменты. Рассказы о великих композиторах.
- Детский портал «Солнышко» — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт.
- Детские уроки — сайт для воспитателей, родителей и малышей.
- Сказочная библиотека ХОБОБО — сказки и мифы народов мира, киносказки и мультфильмы, аудиосказки, авторские сказки.
- Веселые уроки — развивающие игры для детей.
- Логопедический сайт «Болтунишка»— нормы развития речи, виды и причины дефектов речи, упражнения для развития моторики, слухового внимания, артикуляции, лексические темы для формирования правильного словообразования, логоритмические упражнения, советы логопеда о том, как правильно разговаривать с детьми.
- ПочемуЧка — развивающие игры для детей.
- Кошки-мышки — детский развлекательно — развивающий сайт.
- Все для детей — развивающие игры для детей.
- Сайт о развитии ребенка, развитии речи ребенка и раннем развитии детей.
- Играемся — развивающие игры для детей.
- Развитие ребенка — все для раннего Развития Детей
- Играемся.ru — бесплатные познавательные игры на внимание и логику, пазлы, раскраски, загадки и ребусы для девочек и мальчиков.
- Мультимедиа для дошколят — «Копилка мультимедийных презентаций» (времена года, природные явления, домашние животные, растения, космос, дикие животные).
- Детские электронные презентации
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Не предусмотрено
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудована табличка с номером телефона для вызова представителя образовательного учреждения.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ г. Мурманска № 105 отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования предоставляются.