Поиск
Close this search box.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Учреждение расположено в двухэтажных зданиях, обеспечено центральным отоплением, водоснабжением, канализацией, установлено сантехническое оборудование. Общая площадь основного здания- 1989 м2, структурное подразделение — 538 м2.

Оборудованные учебные кабинеты

  • Кабинеты учителей — логопедов– 3 кабинета;
  • Кабинеты учителей – дефектологов – 2 кабинета;

Образовательный процесс для лиц с ОВЗ проходит в специально оборудованных групповых комнатах. В МБДОУ г. Мурманска№ 105, здание 1, оборудовано 4 группы компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ:

  • старшая логопедическая группа  (дети старшего дошкольного возраста   с тяжелыми нарушениями речи);
  • подготовительная логопедическая группа  (дети старшего дошкольного возраста   с тяжелыми нарушениями речи)
  • группа компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ 3-5 лет;
  • группа компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ 5-7 лет.

В здание 2 оборудована  1 группа компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет.

Оборудованные объекты для проведения практических занятий

Практические занятия по всем образовательным областям проводятся в специально оборудованных помещениях:

  • РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ (группы, кабинеты учителей-логопедов)
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ (группы, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя — дефектолога, кабинет педагога- психолога)
  • ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ (группы, физкультурный зал)
  • СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ (группы, сенсорная комната)
  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ (группа, музыкальный зал, ИЗОстудия).

Оборудованная библиотека(и)

МБДОУ г. Мурманска № 105  приспособленной  библиотеки не имеет. Методический кабинет обеспечен учебно-методической литературой, справочными изданиями, детской художественной литературой. Общий фонд составляет – более 200 экземпляров. Имеется демонстрационный и раздаточный материал.

Оборудованные объекты спорта

Состояние материально-технической базы МБДОУ № 105 соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического познавательного и социального развития детей. К ним относится физкультурно-оздоровительный блок:

  • спортивный зал: мягкие модули, сухой бассейн, нестандартные пособия;
  • спортивная площадка.

В МБДОУ г. Мурманска № 105 созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, повышения функциональных возможностей детского организма.  В наличии физкультурный зал, оснащенный как стандартным, так и нетрадиционным оборудованием, которое соответствует всем требованиям СанПин.  Спортивный зал оборудован необходимым инвентарем для проведения закаливающих мероприятий и индивидуальной коррекционной работы. Зал оснащен современным оборудованием: шведская стенка, гимнастические скамейки, массажёры, маты, обручи и мячи разных размеров, гантели и нетрадиционное физкультурное оборудование. Для занятий с детьми есть как простейшие тренажеры, так и тренажеры сложного устройства, массажные дорожки, детские эспандеры, степ – платформы, мягкие модули.

На территории установлена спортивная площадка для физкультурных  занятий на улице и другой двигательной активности детей.

В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году были установлены новые малые архитектурные формы для игр и занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  1. «Манеж с одним входом»
  2. «Детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями «Самолетик»(2)
  3. «Детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями Кораблик «Юнга» (2)
  4. «Мастерская – кухня с навесом для детей с ограниченными физическими возможностями»
  5. «Игровой комплекс для детей с ограниченными возможностями тип-2»

В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году были проведены следующие мероприятия:

  1. В структурном подразделении проведены работы по текущему ремонту помещений групповых и раздевальных комнат;
  2. В основном здании проведены работы по текущему ремонту в санитарных комнатах (туалетных помещениях) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  3. Оборудована сенсорная комната для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  4. Проведены работы по текущему ремонту в спортивном зале.

В соответствии с требованиями к помещениям и их элементам (СП 59.13330.2012) поверхность покрытий входных площадок и тамбуров твердая, не допускает скольжения и имеет поперечный уклон в пределах 1-20, т.е. оборудовано устройство скатного переходного порога со стыкоперекрывающим профилем. Входные проемы расширены и не имеют порогов, чтобы при открывании не создавать препятствий для прохода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Оборудованные средства обучения и воспитания

Состояние материально-технической базы МБДОУ г. Мурманска № 105 соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического познавательного и социального развития детей и обеспечивают превышение требований государственного образовательного стандарта. К ним относятся:

Физкультурно-оздоровительный блок:

  • спортивный зал: мягкие модули, сухой бассейн, нестандартные пособия, спортивная площадка;
  • процедурный кабинет, изолятор;
  • кабинет педагога-психолога.

Интеллектуально-познавательный блок:

  • методический кабинет, кабинеты учителей-логопедов (2); кабинеты учителей-дефектологов (2).

Художественно-эстетическое развитие:

  • музыкальный зал,  изостудия.

В дошкольном учреждении созданы все условия для обучения и воспитания детей, как в организованных видах деятельности (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях), так и во время проведения режимных моментов. При этом сотрудники обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие с каждым ребенком, предоставлена возможность выбора деятельности, партнера, средства.

ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательный процесс в МБДОУ г. Мурманска № 105 осуществляется при достаточном обеспечении учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками, дидактическими модулями, игровым оборудованием, компьютерами. Во всех возрастных группах центры игровой, двигательной, художественно-эстетической, познавательно-речевой активности пополнялась современными развивающими игрушками и пособиями. Обеспеченность учебно-наглядными пособиями составляет 100%. Обеспеченность спортивным инвентарем составляет 90% (недостаточно велосипедов, самокатов, оборудования для спортивных игр: бадминтона, тенниса).

В методическом кабинете установлено компьютерное  оборудование,  подключенное к сети Интернет, в детском саду имеется доступ к Wi-Fi. Для решения образовательных задач в контексте информатизации образования  используются ноутбуки. 

Таблица №1. Перечень ИКТ оборудования, используемый в образовательном процессе

№ п/п Наименование Количество
Компьютер (монитор ЖК, системный блок, клавиатура, мышь.) 2
Ноутбук 8
Принтер 1
Музыкальный центр 3
Телевизор ЖК 5
Мультимедийный проектор 3
Экран 3
МФУ 5
Интерактивная доска 1

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Анализ предметно–пространственной среды детского сада проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.3).

Информация и сведения по изучению и анализу предметно–развивающей среды группы были сформированы исходя из следующих показателей:

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группах МБДОУ г. Мурманска № 105. Материалы и оборудование, представленные в 14 группах, создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Реализация образовательной программы МБДОУ г. Мурманска № 105 осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов.

Подбор материалов и оборудования групп осуществлялся для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности ребенка.

Материалы и оборудование безопасно и имеют соответствующие сертификаты. Материал внешне привлекателен (чистый, разнообразных, цветов и оттенков, правильных и нестандартных оригинальных форм). Оформление предметной среды соответствует требованиям дизайна по цветовой гамме, фактуре материала, расположению в группах.

В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году были установлены новые малые архитектурные формы для игр и занятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  1. «Манеж с одним входом»
  2. «Детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями «Самолетик»(2)
  3. «Детский игровой комплекс для детей с ограниченными физическими возможностями Кораблик  «Юнга» (2)
  4. «Мастерская – кухня с навесом для детей с ограниченными физическими возможностями»
  5. «Игровой комплекс для детей с ограниченными возможностями тип-2»

В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году были проведены следующие мероприятия:

  1. В структурном подразделении проведены работы по текущему ремонту помещений групповых  и раздевальных комнат;
  2. В основном здании проведены работы по текущему ремонту в санитарных комнатах (туалетных помещениях) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  3. Оборудована сенсорная комната для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  4. Проведены работы по текущему ремонту в спортивном зале.

В соответствии с требованиями к помещениям и их элементам (СП 59.13330.2012) поверхность покрытий входных площадок и тамбуров твердая, не допускает скольжения и имеет поперечный уклон в пределах 1-20, т.е. оборудовано устройство скатного переходного порога со стыкоперекрывающим профилем. Входные проемы расширены и не имеют порогов, чтобы при открывании не создавать препятствий для прохода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Для реализации технологий обеспечения социально-психологического благополучия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, снижения уровня напряжения психологического состояния детей мы используем специально созданную среду – сенсорную комнату. Для психологической разгрузки детей  применяется следующие оборудование:

  • Прибор для создания световых эффектов
  • Проектор для создания визуальных эффектов
  • Шар цветной с приводом
  • Маты напольные
  • Пуфы
  • Колонна с зеркалами
  • Фибердуш «Солнышко»

Все это помогает ребенку отвлечься от состояния, которое беспокоит его. 

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметная развивающая среда групп сформирована с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная предметно-пространственная среда позволяет реализовать образовательную программу дошкольного образования МБДОУ г. Мурманска № 105 в полном объеме.

Учет возрастных особенностей детей. Подбор материалов и оборудования учитывает особенности возраста детей групп детского сада, на основе реализации образовательной программы МБДОУ г. Мурманска № 105. Созданы тематические «зоны», а «начинка» этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости. Среда отличается динамичностью, многофункциональностью (наличие возможности достаточно быстрого изменения среды детьми в соответствии с их потребностями). При создании предметной развивающей среды учитывалась гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Отражение содержания образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В группах представлены традиционные материалы и материалы, учитывающие современную субкультуру ребенка дошкольного возраста. Материалы подобраны сбалансировано. При создании предметной развивающей среды, учитывался принцип информативности, что отразилось в разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

В каждой возрастной группе созданы и оснащены уголки разной направленности: книжные, изо, природы, экспериментирования, театральные, сенсорные, по патриотическому воспитанию; игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр информационные доски, зеркала.

Уголки насыщенны, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В уголках наглядной информации для родителей имеется информация, изложенная в конкретной, доступной, краткой форме, материал эстетически оформлен. Форма подачи информации – письма-памятки, папки-передвижки.

Таким образом, оборудование основных помещений соответствует возрастным показателям детей, гигиеническим и педагогическим требованиям. Созданная предметно-пространственная среда детского сада отражает содержание образовательных областей и национально — региональные и другие особенности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная среда дошкольной организации:

  • Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:
  • обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создает условия для развивающего вариативного образования;
  • обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В детском саду оборудованы и задействованы все помещения образовательной организации, оформлены и оснащены кабинеты специалистов,  музыкальный, физкультурный залы, ИЗО студия, медицинский блок, спортивная площадка.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В МБДОУ г. Мурманска №105 осуществлен  доступ к информационным системам  информационно-телекоммуникационным сетям посредством компьютеров и ноутбуков.

В образовательной организации имеется кабельная сеть Интернет. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения доступа к сети Интернет,  к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеют.

Для педагогической работы в наличии:

№ п/п Наименование Количество

 

Компьютер (монитор ЖК, системный блок, клавиатура, мышь.)

2

Ноутбук

15

Принтер

1

Музыкальный центр

3

Телевизор ЖК

5

Мультимедийный проектор

3

Экран

3

МФУ

5

Интерактивная доска

1

Каталог образовательных ресурсов, которыми пользуются педагоги и родители (законные представители):

Рекомендуются следующие ссылки:

  • Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
  • Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/);
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/);
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  (http://fcior.edu.ru)

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования.

МБДОУ обеспечен техническими средствами обучения для использования ЭОР:

  • 1 интерактивная доска;
  • 3 проектора, 3 переносных экрана;

Воспитанники дошкольного образовательного учреждения доступа к сети Интернет,  к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеют.

Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. Не является исключением и наш детский сад. Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы  и другие. В своей практике используем мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.

Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности:

  • на занятиях по развитию математических, естественнонаучных, экологических представлений,
  • художественному творчеству, развитию речи, музыке,
  • осваивают новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество и др.

Мультимедийное оборудование активно используем на родительских собраниях, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги  участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).

В МБДОУ обеспечен доступ обучающихся к ЭОР:   интерактивная доска,  3 проектора.

Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Не предусмотрено

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для обеспечения доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудована табличка с номером телефона для вызова представителя образовательного учреждения.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ г. Мурманска № 105 отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования предоставляются.

Дата обновления страницы: 04.06.2024

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031